Сегодня в ходе проведения публичных мероприятий и подготовки проектов нормативных актов, мы слышим консолидированное мнение союзов и объединений, представляющих производителей и импортеров упаковки. Образователей отходов. Они большие, их много, у них есть деньги, лоббисты и защитники. Они почти 10 лет успешно блокировали полноценный запуск реформы под различными предлогами и лишь личное вмешательство Президента России Владимира Путина в 2023-2024 гг. позволило начать ее с 1 января 2025 года.
Безусловно, ключевойигрок — публично-правовая компания «Российский экологический оператор» — имеет отличную экспертизу, понимает ситуацию на рынке, действует активно и последовательно. Но и в РЭО нет полноценного представительства от утилизаторов. В свою очередь нормативный регулятор — Минприроды России, за 2 последних года, когда готовились и принимались постановления, распоряжения и приказы не провело ни одной сутевой встречи с утилизаторами, чтобы услышать мнение и позицию отрасли.
Ключевая проблема — разнородность и разобщенность утилизаторов, нехватка собственных для отстаивания интересов в Москве, в органах власти, Правительстве. Прямо сейчас мы делаем первые шаги и формируем совершенно новую отрасль промышленности, которой раньше не было. И нужно время и ресурсы, которых пока нет. Крупные игроки, например, большие нефтехимические холдинги, активные в сфере утилизации отходов, умеют защищать свою позицию без оглядки на других, но точно также нуждаются в союзниках и соратниках.
Росутилизация призвана стать единым центром для формирования и отстаивания интересов утилизаторов. Переговорщиком, экспертом, лоббистом, способным говорить с производителями и органами власти на одном языке. Выбивать деньги, менять требования и снимать административные барьеры, решать точечные проблемы с контрольными органами. Представлять экономические обоснования решений и доводить до утилизаторов позицию Правительства. А для этого союз должен стать полноценным и работоспособным объединением быстро, без лишней раскачки.
Хочу рассказать о планах Союза: На ближайшем заседании общего собрания учредителей будут утверждены Положение о членстве и порядок приема в Союз, а также размеры и порядок внесения вступительных и ежегодных взносов. После утверждения официальная информация будет размещена на официальных ресурсах.
Далее — организационная сборка. Мы выстраиваем не просто отделы, а инфраструктуру доверия и единый язык решений — через профильные департаменты, в том числе юридический, административный, бухгалтерский, а также департамент взаимодействия с органами власти, со СМИ и общественными организациями. В рамках этой архитектурыв проработке также Единый технологический центр «Росутилизации» в модели одного окна — консультации, предварительная проверка и составление полного комплекта документов для членов; задумка проста: в Росприроднадзор приходить уже с выверенным полным пакетом документов, который принимается без лишних бюрократических кругов. Дополнительно рассматривается добровольная сертификация членов как отраслевой знак благонадежности и соответствия стандартам Союза, служащий для заказчиков понятным маркером надежности и реальных производственных возможностей. Отдельно предусматривается пиар-поддержка членов Союза — информационное сопровождение, комментарии для СМИ и помощь в кризисных коммуникациях.
Кроме того, в планах формирование базовых комитетов внутри Росутилизации, в том числе комитетов по нормотворчеству и защите прав работодателей, по технологиям и ИИ, по ESG и отраслевым стандартам; а также профильные по видам отходов и ключевым секторам: строительство и ремонт, коммунальная сфера, сельское и лесное хозяйство, добыча и переработка нефти и газа, обрабатывающие производства.
Отдельно рассматривается формирование Научно-технического совета — центра экспертизы и методологии с участием ведущих практиков и исследователей; его задача — консолидировать подходы комитетов и методически сопровождать работу единого окна и сертификации.
Региональные представительства — следующий шаг. В планах поэтапное формирование сети там, где есть устойчивый запрос и критическая масса задач: приоритет — управляемое качество, партнерства на местах и измеримые результаты.
Образование и выработка позиции: утвержден график проведения образовательных семинаров до конца 2025 года. Также запланирована серия онлайн-встреч с членами Союза для формирования общей позиции по ключевым направлениям работы утилизаторов.
Информационная работа.В активной разработке находятся:
· Создание собственных информационных площадок: сайта и каналов доведения информации.
· Ведем переговоры о сотрудничестве с рядом профильных СМИ.
· Разрабатываем закрытую информационную систему для оперативной коммуникации между членами Союза, дирекцией и подведомственными учреждениями.
Экспертный совет: Ставим задачу сформировать экспертный совет из высококвалифицированных специалистов, глубоко знающих специфику утилизации, применяемое оборудование, технологии и разрешительную документацию.